14 Май 2013

В Запорожской епархии УПЦ возрождают институт оглашения

В древней Церкви оглашенными назывались христиане, еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных», или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви. При этом они, несомненно, причислялись к христианам, участвовали в определенной части литургии, хотя внешним образом, по выражению свв. отцов, пребывали в преддверии Церкви. С распространением христианства, особенно обучая крестить детей, институт оглашенных фактически прекратил существование, но формально во время таинства крещения над новым членом церкви совершается «Чин оглашения». В новое время реально каждый православный христианин в свое время был оглашенным хотя бы несколько минут, вместо положенных нескольких месяцев.

Особенная потребность в возрождении института оглашения появилась сегодня, когда наряду с крещением младенцев растет количество крещения взрослых, воспитанных в реалиях светского общества, и имеющих весьма смутные представления о православии, но при этом желающих креститься. С целью катехизации — наставления таких людей в православной вере, и приведения их к сознательному принятию таинства крещения, и был, по благословению правящего Запорожского архиерея, в Великом посту возрожден институт оглашенных. Теперь, если нет на то острой необходимости, в Великом посту взрослых не крестят, а предлагают им пройти катехизационные беседы, после которых над ними совершается «Чин оглашения» и они могут в течении Великого поста присутствовать на богослужении как оглашенные, учась не только теоретически постигать веру, но и приобретая навык поста и молитвы. В этом году накануне Пасхи, в Великую субботу, все, кто сумел пройти этот первоначальный искус, согласно древним правилам Церкви, приняли таинство Крещения полным погружением в воду, которое над ними совершил правящий архиерей.

Приняв таинство Крещения, новокрещеные подписали также «Памятные грамоты», в которых они обязались оставаться верными чадами Православной Церкви.