21 Май 2013

В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о возвращении культовых сооружений религиозным общинам

По мнению Андрея Деркача, законопроект восстанавливает историческую справедливость, возвращая Церкви отобранные у нее при становлении советской власти культовые сооружения. «Каждый гражданин, в соответствие с Конституцией (статья 35, часть 1), имеет право на свободу вероисповедания. Гарантии и механизмы реализации этого неотъемлемого права человека предусмотрены в Законе «О свободе совести и религиозных организациях», в котором зафиксировано, что культовые сооружения и имущество, находящиеся в госсобственности, передаются организациям, на балансе которых они находятся, в бесплатное пользование либо возвращаются в собственность религиозных организаций бесплатно», — считает Деркач. Поскольку церковь, по словам народного депутата, это не только памятник архитектуры, но и живой организм, место, куда люди ходят не только для того, чтобы посмотреть, но и помолиться, то церковное имущество обязательно должно быть возвращено верующим.

Андрей Деркач также подчеркнул, что «не следует искусственно противопоставлять государство и Церковь, поскольку прихожане являются и гражданами нашей страны». Он считает, что не следует противопоставлять музеи и монастыри. «К примеру, на территории Киево-Печерской Лавры уже сложилась многолетняя традиция тесного взаимодействия Национального музея-заповедника с Киево-Печерским монастырем», — отметил Деркач.

По мнению нардепа, принятие упомянутого законопроекта будет способствовать выполнению обязательств, взятых на себя Украиной в связи с членством в Совете Европы (соответствующие решения относительно необходимости возвращения церковного имущества были приняты Парламентской Ассамблеей Совета Европы в 1995 и 2005 годах).

Экс-депутат Верховной Рады Василий Горбаль обратил внимание на тот факт, что этот закон «положит конец попыткам использования политиками юридических пробелов законодательства для поднятия рейтинга на межконфессиональных противостояниях». «К сожалению, некоторые религиозные деятели путают возвращение церковного имущества с «приватизацией», приплетают «газотранспортную систему» к украинским национальным святыням. Это дает повод усомниться не только в их компетентности, но и в дистанциировании от активного непосредственного участия в политической жизни», — считает Горбаль. Он выразил уверенность в том, что подобные спекуляции – это стремление некоторых деятелей заработать баллы на тысячелетнем авторитете Церкви, не имеющее ничего общего с реальной заботой об исторических памятниках.

Народный депутат Дмитрий Шенцев подверг критике заявления некоторых политиков о, якобы, существовании требований ЮНЕСКО, ограничивающих передачу памятников в связи с необходимостью их охраны. «Это — фарисейство. Например, в Европе, в частности на Афоне, монастыри, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, принадлежат Церкви, как и большая часть церквей Италии. Главной целью ЮНЕСКО при создании списка Всемирного наследия являлось максимальная защита уникальных в своем роде объектов. Скажите мне, как можно более полно защитить комплекс монастырских строений Печерской Лавры, нежели передав его в собственность монахам, предшественники которых и строили этот уникальный монастырский комплекс», — утверждает Шенцев.

По его мнению, Украинская Православная Церковь – это не «одна из конфесий», а Церковь украинского народа, которая существует со времен Крещения Руси святым князем Владимиром. «Она никуда не девалась и не прекращала своего существования даже в самые темные богоборческие времена. И если в последнее время на территории Украины и появились новые конфесии, то пусть они и создают свои святыни, которые простоят тысячу лет — как святыни Украинской Православной Церкви», — утверждает народный депутат Шенцев.

Он подчеркнул, что УПЦ не является юридическим лицом, а осуществляет свою деятельность на основании Устава об управлении, ссылки на который имеются в уставах монастырей и общин, являющихся украинскими юридическими лицами. «Например, Свято-Богоявленский женский монастырь Тернопольской епархии УПЦ является юридическим лицом и религиозной организацией, зарегистрированной согласно Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в органах юстиции и местных администрациях», — говорит народный депутат. Поскольку действующее законодательство регулирует порядок регистраций и перерегистраций религиозных организаций, то, по словам Шенцева, говорить о передаче их в «иностранную собственность», по крайней мере, – безосновательно.

«Трактовки «про московских попов», которые используются для ведения религиозных псевдодискуссий – не более чем идеологическое клише, используемое людьми, которые, к сожалению, крайне далеки от Церкви и православия, понимания молитвенного единения и соборного управления», — убежден народный депутат Сергей Гриневецкий. «Подчеркну: единственной Православной Церковью, признанной мировым православием, является Украинская Православная Церковь», — заявил он. «В соответствии с уставом, УПЦ является автономной как в управлении, так и в распоряжении финансами и собственностью церквей. УПЦ – это миллионы верующих граждан Украины, которые имеют свою гражданскую позицию и сами определяют, какую Церковь они считают для себя материнской», — утверждает Гриневецкий.

В законопроекте также разграничены полномочия местных администраций и Кабинета министров по передаче объектов, являющихся памятниками архитектуры, определен механизм установления жесткого контроля над использованием данных объектов по назначению. Предусмотрено также согласование с органами государственной власти проведение ремонтных работ и реконструкции.

Кабинету министров поручено в 3-месячный срок решить вопросы относительно передачи объектов, расположенных в Кременецком районе, Свято-Богоявленскому женскому монастырю и Почаевской Свято-Успенской лавре Тернопольской епархии Украинской Православной Церкви, а объектов, расположенных в городе Киеве, – Свято-Успенской Киево-Печерской лавре (мужскому монастырю) УПЦ без права отчуждения и смены назначения переданных объектов.