20 Февраль 2013

В Киеве открылась выставка, вызвавшая религиозные протесты в России

Открытие новых выставок в PinchukArtCentre, как обычно, вызвало большой интерес публики — задолго до начала объявленного времени вернисажа перед зданием центра скопилось много народа. В толпе, впрочем, преобладали зеваки и люди, не имеющие пригласительных, но жаждущие проникнуть внутрь и приобщиться к светскому событию. Но и гостей, желающих познакомиться с творчеством известных британских художников-мизантропов братьев Чепмен и американского видеоартиста Тони Оурслера, пришло в этот вечер так много, что для всех не хватило вешалок в гардеробе.

Такой наплыв посетителей откровенно радовал основателя PinchukArtCentre, владельца международной инвестиционно-консалтинговой группы EastOne Виктора Пинчука, который с благодушной улыбкой прогуливался по залам, попеременно находясь то в компании Тони Оурслера, то братьев Чепмен. Британцы, кстати, приехали на открытие выставки с женами и детьми, в отличие от американского художника, который предпочел встретиться в Киеве со своими арт-дилерами из Москвы и Нью-Йорка.

Зрители, среди которых, в частности, были замечены президент холдинга VS Energy International Михаил Спектор, владелец Helen Marlen Group Михаил Кавицкий, президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе, генеральный директор телеканала М1 Валентин Коваль, директор «Ялтинской европейской стратегии» (YES) Иванна Климпуш-Цинцадзе, премьер Королевского балета Великобритании Иван Путров, директор Французского института в Украине Франки Бландо, посол США в Украине Джон Теффт, владелица лондонской галереи White Cube Джей Джоплин, депутат Елена Кондратюк с мужем, директором—президентом телекомпании ICTV Александром Богуцким, не стеснялись высказывать художникам свое одобрение. С особым умилением реагировали гости вернисажа на говорящие антропоморфные скульптуры Тони Оурслера, хотя у инсталляций братьев Чепмен задерживались значительно дольше, разглядывая мелкие детали.

Инсталляция «Все зло мира», созданная специально для киевской выставки, иллюстрирует концепцию о том, что ирония при взгляде на трагедию помогает человеку освободиться от различных страхов и табу. Похожую инсталляцию — «Конец веселья» — художники экспонировали в конце 2012 года в Эрмитаже. В России выставка вызвала протесты публики, обвинившей художников в экстремизме.

Джейк Чепмен так прокомментировал эти события:

— Печально, когда праворадикальная агрессивно настроенная малочисленная религиозная группа людей, изолированных от культурного процесса, диктует свои вкусы остальному обществу. Вообще, мне кажется, что главная проблема этих людей в том, что у них не хватает чувства юмора. В наших работах заложено достаточно много смешного, просто не все могут его разглядеть. Вот, например, в «Дерьмоспективе» есть фигурка, изображающая зрителя, который мочится на копию нашей скульптуры из картона. «Дерьмоспектива» — это братья Чепмен для детского сада.

Джейк Чепмен также сказал, что в христианстве его интересует «вся его бессознательная сторона, побуждаемая злом и различного рода скверной». По его мнению, «эти вещи продиктованы самой природой, которой безразличны концепции плохого и хорошего».