13 Май 2013

В Донецкой области расхищают знаменитые языческие могильники

 

В конце прошлой недели местный любитель истории, 34-летний Александр Котенко обнаружил на окраине Донецка вскрытый черными археологами курган. Добраться до погребальной камеры, где находятся бесценные предметы культа, гробокопатели не успели.

— Я всю жизнь увлекался историей, — рассказал Александр Котенко. — Мы с юности собирались здесь, это «место силы», где стерта граница между мирами, тут активизируются скрытые возможности человека.

По словам Александра, неделю назад, когда он пришел на курган с друзьями, то увидел следы раскопок — насыпь пронизывала глубокая траншея, вырытая вручную. Неподалеку в кустах были припрятаны лопаты.

— Это самый крупный курган в черте города, он выше трех метров и в диаметре сорок, — рассказал завотделом археологии Донецкого областного краеведческого музея Сергей Дегерменджи. — В месте раскопа мы обнаружили кости животных, которым несколько тысяч лет. До человеческих останков и до ценностей, которые могут быть в могиле, копатели пока не добрались.

— По предметам, найденным там, мы можем определить возраст других аналогичных захоронений, проследить этапы развития цивилизации, — рассказал археолог Анатолий Усочук. — У людей, живших в те времена, не было письменности, и судить об их быте и образе жизни мы можем лишь по таким находкам.

Археологи отказываются называть цену на черном рынке предметов, которые можно найти в курганах. Но порядок цифр впечатляет — от одной до десятка тысяч долларов за предмет.

— В каждом населенном пункте, возле которого есть курганы, ходят легенды о том, что там зарыты несметные сокровища,  — говорит Анатолий Усочук.  — Это и привлекает расхитителей.

Прокурор Ленинского района Донецка Анатолий Марихин рассказал, что черных археологов можно посадить по 298 статье УК за «незаконное проведение поисковых работ на объектах археологического наследия».

— Данная статья предусматривает от 3 до 8 лет лишения свободы, — рассказал Анатолий Марихин.— Правда, пока к нам данные о попытке разграбления кургана еще не поступили. Видимо, документы еще не дошли.

Как только поступит сигнал от музейных работников, милиционеры обещают заняться поисками черных археологов. Однако гарантии того, что люди, разрывшие курган, будут найдены, никто не дает.