19 Январь 2013

РПЦ намерена наладить диалог с «левыми» и либералами

По словам о. Всеволода, общественные слушания и другие мероприятия, посвященные изучению советского опыта отечественной истории, в наступившем году планируется в первую очередь проводить в рамках работы ВРНС.

«Одна из целей, которую будет преследовать Всемирный Русский Народный Собор, это оценка советского периода нашей истории, в котором было очень много хорошего. Я не согласен с теми, кто утверждает, что советский период является черной полосой», — сказл священник.

В числе ошибок XX века представитель РПЦ назвал «попытки некритически перенять внешние для России идеологии», в том числе в ходе событий февраля и октября 1917 года, а также в период распада Советского Союза в 1991 году.

«Но не благодаря, а вопреки этим идеологиям и в советский, и в постсоветский период Россия довольно быстро начинала возвращаться к себе, и я считаю это позитивным моментом. Нам не нужно отвергать всего того, что нам предлагают на Западе или на Востоке, но Россия должна оставаться самой собой, и, именно оставаясь таковой, она раскроет свои внутренние силы и найдет достойный путь в будущее, полезный не только для нее самой, но и, я уверен, для всего мира, который сегодня, как мне кажется, находится в тупике перед теми вызовами, которые ставит нынешнее развитие экономики и международных отношений», — отметил протоиерей Всеволод Чаплин.

Представитель РПЦ выразил надежду, что в ходе дискуссий будут найдены точки соприкосновения по многим вопросам с представителями и сторонниками Коммунистической партии России (КПРФ и других «левых» политических сил, заметив, что для плодотворного диалога есть хороший потенциал. В частности, как напомнил священнослужитель, личное участие в заседаниях и слушаниях ВРНС ранее принимал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

«Понятно, что все меньше людей связывают свои эмоции, свои исторические предпочтения с конкретным опытом переживания советского периода нашей истории. Но левая идея никуда не исчезнет, она будет возрождаться во все новых вариантах, и в этой идее есть своя правда», — заявил представитель РПЦ.

В свою очередь директор правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев заявил журналистам, что одним из главных направлений работы собора в 2013 году будет диалог с гражданскими обществами: процерковным, либеральным и обществом нецерковных патриотов, «которые в большинстве своем придерживаются прокоммунистических взглядов».

По словам выступавшего, 2012 год показал, что позиции церковных и нецерковных патриотов близки по многим аспектам. К лидерам последних он отнес Александра Проханова, Сергея Кургиняна, Анатолия Вассермана, Дмитрия Пучкова (Гоблина).

В частности, отметил Силантьев, запланирована запись видеолекций Пучкова, которые будут посвящены острым вопросам государственно-религиозных отношений и другим темам: как относиться к личности Сталина, к советской власти, к Андрею Власову «и другим предателям, которые тогда были». На взгляд представителя ВРНС, сейчас этими вопросами активно интересуется молодежь, и разговаривать с ней на эти темы нужно на понятном ей языке.

Всемирный Русский Народный Собор (его главой является Патриарх Кирилл) открыт для диалога с представителями самых разных мировоззрений ради построения успешной России, заявил также о. Всеволод Чаплин. «Мы не враги либералам», — в частности, отметил он.

«Среди участников Всемирного Русского Народного Собора были многие представители либеральной мысли — вспомним господина Гайдара, Явлинского. Я за то, чтобы у нас был очень серьезный диалог между консервативной и либеральной частью нашей общественной мысли», — цитирует о.Всеволода Чаплина «Интерфакс».

Сегодня, заявил он, многими в России предлагается заимствованная идея гражданского общества, в которой изначально заложена идея конфликта между народом и властью, разными общественными институтами, разными слоями населения. «Эта идея глубоко антихристианская, глубоко противоречащая самосознанию нашего народа, сформированному христианством, исламом и другими традиционными религиями. Для нас органична мысль об обществе как об обществе-семье, в котором конфликты противоестественны, в котором власть, являющаяся частью общества, органично существует вместе с этим обществом и внутри него», — считает о.Всеволод.