3 Апрель 2013

Патриарх Филарет: «Ніяких ні клятв я не давав, ніякого хреста я не цілував. Це все видумка»

 

Заявления о том, что, будучи Предстоятелем УПЦ (МП), он не давал клятвы оставить этот пост, Патриарх Филарет делает на протяжении более чем 20-ти лет. Так, 15 июня 1992 года, спустя несколько дней после лишения его всех степеней священства Архиерейским Собором РПЦ, который состоялся 11 июня 1992 года, низложенный митрополит Киевский и всея Украины объяснил корреспонденту издания «Коммерсант»: «Филарет утверждает, что клятвы уйти в отставку не давал, а просто пообещал, но потом передумал: «Моя киевская паства потребовала не уходить, а прихожане Владимирского собора заявили, что будут стоять со мной до смерти»».

 

Общаясь в прямом эфире «5 канала» с Сергеем Дорофеевым, Патриарх Филарет вновь заявил о том, что обстоятельства событий 1992 года существенно искажены Московским Патриархатом. «Ніяких клятв я не дававав, ніякого хреста не цілував», — заявил патриарх. По его словам, он не давал клятвы, а лишь пообещал по возвращении в Киев подать в отставку с поста Предстоятеля УПЦ, однако затем передумал и потому этого не сделал. Данное им обещание он не считает клятвой. Рассказы о том, что он давал именно клятву, Патриарх Филарет назвал выдумкой Москвы.

 

Однако, как удалось выяснить, имеется аудиозапись обещания, данного митрополитом Киевским Филаретом на Архиерейском Соборе в Москве в апреле 1992 года. Она представлена во второй части документального фильма «Анатомия раскола», который был снят в 2002 году, причем одним из авторов сценария фильма был тогда еще мирянин Александр Драбинко (полная версия фильма размещена здесь).

 

Фильм позволяет дословно расшифровать обещание митрополита Филарета, данное Архиерейскому Собору в Москве: «Мы все-таки должны не забывать о нашем слове. Сказано в Евангелии: пусть у вас будет да – да, нет – нет, а все, что сверх этого, то от лукавого. Если я сказал, что я это сделаю, — значит, я сделаю. Я подам прошение Архиерейскому Собору Украинской Православной Церкви о том, что я прошу, как бы, взять от меня вот эти полномочия — права Предстоятеля Украинской Православной Церкви и избрать на это место нового Предстоятеля» (см. на 6-7 минуте второй серии фильма).

 

В том же фильме приведены воспоминания покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) об обстоятельствах принесения этого обещания. По словам Алексия II, украинские епископы высказывали опасения, что митрополит Филарет обманет Собор, обещая по возвращении в Киев подать в отставку. Именно поэтому по требованию Патриарха Алексия митрополит Филарет вышел на трибуну и публично произнес указанное выше обещание.

 

При этом, действительно, никакого «целования креста» не было. Однако во время работы Архиерейских Соборов в центре зала заседания всегда стоит аналой с крестом и Евангелием. Тем самым все выступления на Соборе считаются словами, произнесенными перед крестом и Евангелием. Как видно из фотографий заседания Архиерейского Собора в Москве 1992 года (они присутствуют в том же фильме), в центре конференц-зала гостиницы «Даниловская», в котором работал Собор, также стоял аналой с крестом и Евангелием.

 

Интересно, что одной из причин, которые заставили митрополита Филарета не выполнить свое обещание, по его собственным словам, стала позиция Президента Украины Леонида Кравчука. В беседе с Сергеем Дорофеевым глава Киевского Патриархата сказал: «Якби президент сказав: “Треба для спокою, щоб Ви пішли”, я б пішов. Але президент сказав: “Не треба йти”». Кроме того, по словам Филарета, против его ухода на покой тогда выступили духовенство и миряне города Киева.

 

Как известно, большинство епископата УПЦ не поддержало тогда митрополита Филарета. По состоянию на май 1992 года в УПЦ было 22 епископа (включая и самого митрополита Филарета). Из них только двое — епископ Львовский Андрей (Горак) и епископ Почаевский Иаков (Панчук) – поддержали митрополита Филарета и перешли с ним позже в состав Киевского Патриархата. Остальные 19 епископов остались в составе УПЦ, подчиненной Московскому Патриархату.