19 Февраль 2013

Основатель первой христианской общеобразовательной школы Харькова рассказал о ее особенностях

Основатель христианской школы «Начало мудрости» Александр Вялов, который возглавлял ее на протяжении 12 лет, рассказал об особенностях этого учебного заведения: «Здесь все вместе: хороший коллектив педагогов-христиан, благоустроенное здание, отличные дети и творческие, ответственные родители. Школа работает по обычной школьной программе с элементами развивающего обучения, уроки проводятся на украинском, а английский детям преподают с первого класса. В этом году у нас с 1 по 11 классы обучались 127 ребят, на следующий год будет чуть больше. Наполняемость классов стандартная, от 10 до 20 человек. Дети у нас обычные, не вундеркинды. Принимаем практически всех желающих — правда, после собеседования, на котором обязательно сообщаем поступающим к нам детям и их родителям о том, каковы в школе правила и что их здесь ожидает».

Здесь учатся обычные дети, только 60 % ребят из христианских семей (кстати, из разных конфессий: «духовного кастинга» тут нет). Есть учащиеся с ДЦП и аутизмом — правда, стараются, помещать в класс не более одного ребенка, нуждающегося в особой заботе учителя, чтобы педагог не оказался слишком перегруженным и имел возможность уделить максимум внимания всем детям.

Говоря об особенностях учащихся из христианских семей, Александр Вялов отметил: «Во-первых, эти дети — из полных семей: как известно, у искренне верующих христиан разводы не практикуются. Поэтому эти ребята более спокойны, уверенны в себе и стрессоустойчивы. На уроках они думают об уроках, а не о семейных проблемах, и это уже огромный плюс. К тому же, родители-христиане всегда внимательны к тому, как учится их ребенок, они с удовольствием принимают участие в школьных мероприятиях. Родители-христиане создают благоприятную атмосферу для развития школы, поэтому мне, как директору, конечно же, очень хочется, чтобы таких семей было больше. Но мы прекрасно понимаем, что дети из других семей тоже имеют право на качественное обучение и здоровую учебную атмосферу, потому охотно принимаем всех, кто приходит к нам».

В школе просторные холлы, ковровые покрытия, мягкая мебель, фортепиано, теннисные столики… Для первоклассников обустроена спальня для послеобеденного сна.

Работают 23 квалифицированных педагога, и большинство из них — христиане или те, кто симпатизирует христианству, принимает христианские ценности. Правда, как и в системе образования вообще, большинство педагогов — женщины, но есть и два представителя сильного пола: мальчики должны видеть позитивный пример по-настоящему мужского поведения, тем более — христианского.

Каждое утро до начала занятий все вместе молятся, слушают короткое назидание. «Мы намеренно делаем это во внеучебное время, — рассказывает А.Вялов, — поскольку в ходе учебно-воспитательного процесса законодательно такая деятельность не приветствуется. Кроме того, в отношении каждого ребенка мы исповедуем принцип добровольности посещения таких встреч, подкрепленный письменным согласием родителей (во избежание недоразумений)».

Один раз в неделю в каждом классе проходят уроки христианской этики. Дети посещают занятия школьного хора, вместе отмечают Рождество, Пасху, а также День семьи и другие праздники и радостные события.

Александр Вялов поведал также о трудностях создания христианской школы: «Сперва надо было собрать учеников. Мы приглашали всех, кого могли, и, наконец, набрали 11 человек. Открыли три класса: в первом учились трое ребят, и по четыре во втором и третьем. Преподавателей собирали еще труднее, ведь надо было не просто пригласить кого-нибудь, но действительно выбрать самых лучших! Заманить их высокими зарплатами мы не могли, потому приходилось много беседовать, убеждать, уговаривать… Ко всему прочему, в школе совершенно не было мебели: на первых порах нас выручили несколько стареньких парт и поломанных стульев, которые основателю школы — Вашему покорному слуге — пришлось ремонтировать собственноручно. Так что школа «Начало мудрости» открывалась в поистине спартанских условиях, и то, что Вы сейчас видите — результат очень напряженного труда всего педколлектива и родителей».

Александр считает, что с принятием закона, который бы дал возможность церквам официальное открывать общеобразовательные школы, ситуация бы упростилась: «Будет еще лучше, когда система финансирования учебных заведений будет построена по принципу «деньги ходят за ребенком»: это решило бы множество текущих проблем и позволило существенно снизить родительскую плату за обучение детей».