20 Февраль 2013

Мусульмане Днепропетровска познакомили иудеев со своей верой

Это мероприятие, как и многие другие, проводимые «Ткумой» и музеем «Память еврейского народа и Холокост в Украине», было направлено на повышение уровня толерантности и взаимопонимания в обществе, укрепление и углубление межнационального и межконфессионального мира и согласия и в Днепропетровске и, шире, в Украине.

Это занятие существенно отличалось от всех ему предшествующих: впервые на «Воскресном университете», доктор Игорь Щупак, бессменный ведущий этого проекта, проводил занятие не один, а вместе с соведущими – на лекцию были приглашены представители мусульманской общины города – господин Тельман Мамедов и Ахмед Зубайраев, ранее занимавший должность имама Днепропетровской области, который и выступил в роли второго лектора «Воскресного университета» совместно с Игорем Щупаком.

Лекция посвящалась общему знакомству с исламом и мусульманской культурой. Доктор Щупак преимущественно лишь очерчивал круг рассматриваемых вопросов, а Ахмед Зубайраев более подробно раскрывал ту или иную проблему. В первую очередь они рассказали аудитории о Коране – священной книге для исповедующих ислам, – а также о его структуре, кардинально отличающейся от структуры как еврейского ТаНаХа, так и христианской Библии. Так, если иудейское и христианское Священое Писание построено в хронологической последовательности, то Коран состоит из 114 сур, которые располагаются по принципу от самой большой до самой маленькой.

Доктор Щупак на примере Корана еще раз упомянул о существенной проблеме в изучении святых текстов, заключающейся в потере смысла при осуществлении переводов, и отметил, что Коран впервые был переведен на русский непосредственно с классического арабского языка (а не с европейских языков) только в XIX столетии. Игорь Щупак выделил из всех переводов работу Игнатия Крачковского, по его мнению, представляющую лучший образец академического перевода Корана на русский. В свою очередь, господин Ахмед объяснил, что для того, чтобы «знать Коран» недостаточно его прочитать самостоятельно, так как играет огромную роль изучение этой книги вместе с учителем, толкователем. «В этом заключается многовековая мусульманская традиция передачи знаний от учителя к ученику, благодаря которой сохраняется чистота знаний, – подчеркнул Ахмед Забайраев. – Мы не имеем права отвечать на вопрос, если ответа на него нам не дал учитель. Как говорится в таких случаях, незнание – это половина знания».

Затем Ахмед Забайраев рассказал о Шести столпах веры в исламе – тех постулатах, в которые обязан верить каждый мусульманин, и неприятие любого из них (или неверие в хотя бы один из них), делает его неправоверным. Он особо остановился на одном из шести столпов, который сформулирован как «вера в посланников и пророков», и разъяснил, чем разграничиваются понятие «посланник» и «пророк» и какими они должны были (и продолжают быть) в представлении мусульман. Также гость «Воскресного университета» рассказал о мусульманской святыне – Каабе, находящейся в городе Мекка. По словам господина Ахмеда, Кааба – это самая первая и самая священная мечеть на земле.

Во время лекции господин Ахмед уделил внимание таким вопросам, как отношение ислама к язычникам, которое всегда, начиная с зарождения ислама в VII столетии, было резко негативным, вопросу о различиях двух основных направлений ислама – суннитского и шиитского. Кроме того, он ответил на вопросы аудитории об отношении мусульман к женщине. По утверждению господина Ахмеда, общепринятое мнение о бесправном положении женщины в мусульманских странах является «глубоко неверным, так как она обладает большими привилегиями, нежели мужчина, имеющий перед женой целый ряд обязательств». На вопрос аудитории о многоженстве господин Ахмед ответил так: «Многоженство в исламе – это разрешение, а не требование. Многоженство – это не ущемление прав женщины, а как раз наоборот. Ведь в нашей религии четко прописано, как муж обязан обеспечивать своих жен, а какая из женщин не хочет быть замужем и жить в достатке и в благополучии». Это утверждение, как и ряд других, вызвало неоднозначную реакцию аудитории.

Лекция затронула лишь несколько вопросов, касающихся взаимосвязи трех религий – иудаизма, христианства и ислама. Например, на занятии собравшимся рассказали, что в исламе почитаются пророки, которые занимают весьма значимое место и в еврейской, и в христианской религиозной традиции (прослеживается схожесть даже в именах – Ноах/Ной, Ибрахим/Авраам, Царь Давуд/Царь Давид). Особая же связь между иудаизмом и исламом заключается в покорности единому Богу, а также в отсутствии изображений Всевышнего – мусульмане говорят, что «Он существует без места, образа и подобия» и что «все, что мы можем вообразить, на Него не похоже».

В дальнейшем на занятиях «Воскресного университета» будут рассматриваться такие вопросы, как отношения между евреями и арабами, евреями и мусульманами, противостояние мусульманского и христианского миров.