5 Февраль 2013

К прихожанам РПЦ относит себя 41% россиян, из них воцерковленных – до 5%

 

Именно на восьмидесятипроцентный показатель долгие годы ссылается сама Церковь. При этом по итогам исследования «Среды» 25% россиян заявили о себе как о «верящих в Бога, но конкретной религии не исповедующих». Ранее такой пункт в соцопросах не встречался, зато давно известен на Западе.

 

Выполняя заказ «Среды», фонд «Общественное мнение» опросил в 2012 году 56 900 человек в 79 регионах России. Выборка очень крупная и гораздо более репрезентативная, чем обычные замеры общественного мнения (например, опросы ВЦИОМа и Левада-центра базируются на выборке в 1600 человек в 46 субъектах Федерации).

 

Опрошенным предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответа на вопрос об их религиозной идентификации, в результате пункт «я исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви» в ходе опроса выбрал лишь 41% респондентов.

 

Между тем, начиная с середины 1990-х годов, в ходе социологических опросов к православным верующим относили себя свыше 60% опрошенных. На протяжении нулевых годов эта цифра держалась выше 70%. Например, по данным опроса ВЦИОМ в марте 2010 года, к православным причислили себя 75% россиян, по данным опроса Левада-Центра в декабре 2009 года – 80%. Впрочем, и тогда у социологов возникали сомнения в реальности такого числа верующих. В марте 2010 года глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин отметил, что цифры в 70–80% православных «демонстрируют социальную идентичность, национальную идентичность, укорененность в национальной и семейных традициях, но не уровень воцерковленности» среди жителей России. По сути, исследование «Среды» подтвердило это ранее недоказанное ввиду отсутствия материала предположение.

 

Реальная воцерковленность даже заявивших себя «исповедующими православие и членами Русской Православной Церкви» россиян, как показывают данные соцопроса «Среды», невелика. Лишь 4% из них исповедуются у священника раз в месяц и чаще, 5% участвуют в жизни приходской общины, 8% прочли Евангелие.

 

По выводам «Среды», среди православных верующих в России наблюдается повышенная концентрация (в сравнении с населением страны в среднем) людей старше 60 лет, и пониженная – в возрасте 18–30 лет. Эти данные близки к современным западным показателям. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Французским институтом общественного мнения (Institut Francais d’Opinion Publique, IFOP) для католической газеты La Croix, опубликованному в октябре на сайте издания, в настоящее время посещают мессу каждое воскресенье лишь 5% католиков (если их определять по факту крещения, то католики составляют 80% населения Франции). При этом среди крещеных католиков в возрастной группе старше 65 лет воскресную мессу посещают каждую неделю 15%, в возрасте 50–64 лет – 3%, 35–49 лет – 2%, 25–34 лет – 1%, 18–24 лет – 0%. Во Франции это объясняется гораздо более высоким уровнем веры в 1950–1960 годы. Еще в 1961 году мессу посещали каждое воскресенье 35% католиков, составлявших 92% населения страны. С тех пор религиозность упала.

 

Получается, что и в России религиозность сохраняется преимущественно среди людей, сформировавшихся как личности полвека назад, несмотря на то, что тогда проходили хрущевские гонения на веру, а сейчас царит повсеместная свобода совести и реализуются масштабные проекты строительства храмов и увеличения числа епархий.