16 Январь 2013

Директор Института религиозных наук в Киеве рассказал о современном католическом понимании экуменизма

Тема, поднятая 12 января о. Войцехом Суровкой ОР на первой в 2013 году встрече в рамках цикла «Суббота у святого Фомы», касалась вопроса, близкого всем христианам: о том, как верить после разделения единой Церкви Христовой, об экуменизме как методе, родившемся в недавнем прошлом и призванном побороть это разделение, найти слова мира и единства, пригласить христиан к диалогу.

Докладчик напомнил, что слова «экуменический» и «кафолический» имеют подобную семантику – «вселенский». Греки понимали под экуменой всю землю (мир), на которой обитают люди. При разных значениях экумены (ойкумены), которые встречаются на страницах Библии (Римская империя, империя Александра Великого, весь мир), доктринальное измерение возникшей религии – христианства – было все же экуменистическим. Именно вера являлась основой для кафоличности (вселенскости), для экуменизма первого тысячелетия. Общей доктриной было то, что все христиане веровали в одно, а кто не исповедовал этой веры – с теми не искали диалога: кто не верит в это, да будет исключен.

Отец Войцех подчеркнул отсутствие в ранней Церкви какого-либо диалога с инаковерующими. Ранние апологеты, отцы Церкви, создававшие догматические основы христианской веры, никогда не допускали диалога с иномыслящими, которых церковная история знает как еретиков. Вера, переданная от апостолов защищалась, оформлялась из устных форм в письменные, утверждалась и обосновывалась в монашеских кельях и за университетскими кафедрами. Вера была главным индикатором принадлежности к Церкви Христовой, и она до сих пор остается таковой, несмотря на то, что два тысячелетия истории изменили ее облик.

Диалог стал первым шагом, на который осмелились христианские конфесии в начале XX в. Обозначились несколько направлений современного экуменизма: началось объединение разных протестантских Церквей, в 1910 году состоялась конференция в Эдинбурге (миссийная, не экуменическая). Стало понятно, что доктрина объединяет, а служение разделяет, и выходом из кризиса может быть акцентирование внимания на практическом христианстве.

Отношение Римо-Католической Церкви к экуменизму в первой половине ХХ века имело двойное измерение: к православным относились хорошо, к протестантам – настороженно. В папской энциклике Пия XI «MORTALIUM ANIMOS» (1928) упоминаются две опасности протестантизма – стремление создать церковь над всеми церквями и догматический релятивизм, утрата иерархии правд. В связи с этим до 1949 года сохранялся запрет католикам участвовать в экуменических встречах, молитвах, на вступление в смешанные браки.

Но после Второй мировой войны позиция меняется. Конгрегация Вероучения издает документ «Об экуменическом движении», где было заявлено несколько принципиально новых поворотов в отношении католиков к протестантам. Так, например, впервые в протестантском движении признали действие Святого Духа (ранее только призывали присоединиться к РКЦ); ответственность за единство христиан возложили на епископов; признали возможность межконфессионального сотрудничесва в этике, догматике; разрешили общие встречи, молитвы. При этом, однако, заявили неизменность позиции РКЦ: нельзя умалчивать о том, что католическая вера говорит о правдивом единстве как о возвращении в лоно Римо-Католической Церкви.

Подобное смягчение отношения к протестантам стало возможным в связи с новым пониманием слова коммунио (община, общение) – оно может быть полным (если Церковь сохраняет таинство крещения, признает Евангелие и сохраняет апостольскую преемственность) и неполным (без этих трех элементов не Церковь, но церковная община). Однако эти церковные общины отныне перестали считать «непонятно кем», диссидентами, которые отделились.

Каким же будет экуменизм в третьем тысячелетии? По мысли о. Войцеха, если в первом веке – общая вера, общее вероисповедание, во втором главной идеей было единство христиан, единство Церквей, то сегодня уже не ставится главным заданием объединение христиан под одним названием, а ищется путь объединения христиан в практической жизни на основаниях любви к ближнему и ко Христу. Теперь речь идет о христианах-католиках, христианах-православных и христианах-протестантах, и все они берегут веру Христову.

Сегодняшняя христианская Церковь носит отпечаток своего времени, пропитанного плюрализмом и релятивизмом идей, говорил докладчик. Одна конфессия чтит авторитет и свою церковную традицию, в другой – все прихожане священники. При этом проблема разделения прослеживается даже внутри единой конфесии разных стран или местностей. Как бороться с разделением, нужно ли вообще с ним бороться или принять как богатство пространственно-временного проявления Христовой Церкви? Это вопросы всегда уводящие вглубь размышлений и всегда находящиеся на грани конфликта. Единой остается только Истина, отметил о. Войцех. Сегодня понимается возможность единства не как унии, не как единство Церквей (это не в силах людей, только под силу Духу Святому), а как единство христиан. То есть речь идет об осознании различия между единством христиан и единством Церквей.

Каждый современный богослов-экуменист, убежден отец Войцех Суровка ОР, непременно должен посмотреть на историю, в прошлое, вернуться к первому тысячелетию, попытаться понять, что произошло и какие этому были причины. В этой работе очищения в проверке вера должна быть главной. И выводы могут быть самые неожиданные. Например, русский православный богослов Василий Болотов считает, что Филиокве не является причиной разделения. Ведь часто причиной разделения было недопонимание на уровне языка – латинского и греческого (спор о персоне и ипостаси и др.).

Следующая встреча в рамках цикла, организованного монастырем отцов-доминиканцев и Институтом религиозных наук св.Фомы Аквинского в Киеве, состоится через месяц. На ней речь пойдет о монашестве и о монашествующих.