9 Февраль 2013

Архиерейский Собор РПЦ не против ювенальной юстиции, если она учитывает национальные правовые и семейные стандарты

Следует отметить, что в преамбуле документа Архиерейский Собор дал своё собственное и очень широкое толкование ювенальной юстиции, которое отчасти ювенальной юстицией в собственном смысле не является. Например, «совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних» или «совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей», о которых говорится в преамбуле, существуют во всех странах мира, в том числе тех, где нет ювенальной юстиции, например в России и Украине. Будучи неудовлетворенным современным положением дел в отечественной семейной и детской сфере Архиерейский Собор РПЦ все недостатки этого положения приписал ювенальной юстиции (отдельному судопроизводству по делам несовершеннолетних).

Другим двусмысленным положением документа является заявление о том, что «в ряде стран», расположенных на канонической территории РПЦ, «введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства». При этом никаких ссылок на международное право, где якобы закреплено верховенство прав ребенка над правами семьи, авторы документа не дают, что делает сомнительным такое утверждение.

Также в документе РПЦ отмечается, что Церковь против «внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран», однако ни одна из этих стран не называется, что дает свободу для различных толкований о приемлемости или неприемлемости опыта ювенальной юстиции в той или иной стране.

Несмотря на эти недостатки, документ, принятый епископами, содержит важное положение: РПЦ не против ювенальной юстиции, «если система ювенальной юстиции не противоречит национальным правовым стандартам», а также если «соотносится возможность ее введения с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения».

Нужно сказать, что у населения России, несмотря на масштабную кампанию против ювенальной юстиции, организованную прежде всего силами церковной общественности, сложилось противоречивое отношение к этой теме. Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведенному 2-3 февраля 2013 года, 54% россиян считают, что ювенальная юстиция принесет больше вреда, чем пользы, однако при этом 57% опрошенных одобряют создание специальных судов для несовершеннолетних, которые являются сердцевиной ювенальной юстиции. Также и Патриарх Кирилл, обобщая опыт общецерковного обсуждения проекта по ювенальной юстиции, в своем докладе 22 ноября 2012 года заявил, что «Церковь поддерживает развитие особой системы судов над несовершеннолетними и попечения об осужденных несовершеннолетних преступниках».

Таким образом, соборная позиция архиереев РПЦ, высказавших 4 февраля 2013 года толерантное отношение к ювенальной юстиции как таковой, оставляет далеко позади принятый Священным Синодом УПЦ (МП) 28 мая 2010 года документ о «нецелесообразности» введения ювенальной юстиции в Украине. Собор подвел черту многочисленным дискуссиям и церковным суждениям на эту тему, декларируя возможность введения ювенальной юстиции при вышеназванных условиях.

Данный документ имеет приоритетную трактовку церковного отношения к ювенальной юстиции на всей канонической территории РПЦ, в том числе в Украине.